Экскурс в прошлое: знакомим с интересными историческими зарисовками из жизни москвичей — жителей Елохова рубежа XIX — XX веков. Для нашей читальни этот столичный уголок на территории Басманного района — родное место, ведь здесь уже 120 лет размещается Библиотека-читальня имени Пушкина. А в Богоявленском соборе в 1799 году был крещен великий поэт, чье имя носит наше учреждение. Рассказываем, как отмечали Светлое Христово Воскресение наши предки.
Для этого обратимся к воспоминаниям русского писателя, педагога, богослова, литературоведа Сергея Дурылина, превосходно описавшего будни и праздники Богоявленского прихода.
Приход этот по площади и численности населения можно было сравнить с хорошо процветающим уездным городом. «...Как густо было заселено простым народом, мастеровыми и фабричными Елохово, можно было видеть, если войти в церковь Богоявления в храмовый праздник или, еще лучше, в Светлую заутреню. В Великом посту, особенно на первую, средокрестную (4-ю) и Страстную неделю, был в церкви неисчислимый наплыв исповедников и причастников. В пасхальную ночь еще только начинали ударять в большой (легко сказать, 1000-пудовый!) колокол ... а церковь уж полным-полна: стоят плечо с плечом, грудью в спину, спиной в грудь. Несколько тысяч человек в церкви — и все „простого“ народу: в армяках, в чуйках, в высоких сапогах, с волосами в скобку, густо промасленными деревянным маслом».
Теснота, по воспоминаниям Дурылина, была такой, что свечи от спертого воздуха гасли сами собой, а от дыхания прихожан в буквальном смысле капало с потолка. Для воров в тесноте было самое раздолье «...наметив даму в черно-бурой лисьей шубе или ротонде, они, плотно прижавшись к ней сбоку, спереди и сзади,...вырезывали из ротонды большой клин драгоценного меха и исчезали с ним ...». Церковному старосте, несшему блюдо для пожертвований, совершенно невозможно было протиснуться в толпе без того, чтобы с его сюртука не оторвались все пуговицы. Вскоре ему посылали другое блюдо: под первым у старосты деревенели руки, настолько тяжелым оно становилось от горы медных и серебряных монет.
Как и сейчас для освящения традиционных пасхальных блюд на территории храма строили специальный временный навес с полками и столами, куда прихожане размещали принесенные крашеные яйца, пасхи и, разумеется, многочисленные куличи. Кстати, куличи на Пасху пеклись на всякий вкус по разнообразным рецептам. И хотя это праздничное угощение можно было купить у знаменитого «булочника» Филиппова или купца Чуева, в храм предпочитали нести кулич исключительно своего приготовления.
На Страстную и Светлую недели многие фабрики Елохова закрывались, а мастеровые уезжали к родне по деревням и в ближайшие уезды соседних губерний. Сразу после Пасхи — на Фоминой неделе, по переулкам ходили добровольные крестные ходы. В церковь девушки и женщины шли в ярких платьях, в шелковых платках или полушалках, а мастеровые были разодеты в расшитые рубахи. Прихожане «...несли иконы, весело пестря цветистыми нарядами, вея яркими розовыми и палевыми лентами и оглашая весенний воздух молодыми, звонкими голосами: „Христос воскресе из мертвых...“».
Статья подготовлена нашей сотрудницей Наталией Антоничевой по материалам книги С.Н.Дурылина «В родном углу. Как жила и чем дышала старая Москва» и приурочена к 120-летию со дня открытия Библиотеки-читальни им. А.С.Пушкина.