О книге Умберто Эко «Заклятие сатаны. Хроники текучего общества» — Мария Галкина, кандидат филологических наук, сотрудник отдела мемориальной работы Библиотеки-читальни им. А.С. Пушкина.
Начнем с того, что Умберто Эко не писал книгу с таким попсовым заглавием.
В течение многих лет, со второй половины 1980-х годов, он вел колонку в журнале «L’Espresso», которую назвал «Картонки Минервы». У этого нелепого, на первый взгляд, выражения (зачем богине мудрости какие-то картонки? это что, картотека писателей, художников и ремесленников, которым она покровительствует?) есть вполне понятный бытовой смысл: Эко делал заметки на внутренней стороне спичек «Минерва», упаковка которых, в отличие от нашего коробка, представляет собой карманчик из белого картона: крышка открывается, как блокнот.
Эти фразы — «на злобу дня, но не обязательно, поскольку для меня бывало достаточно злободневно, если как-нибудь вечерком мне приспичило перечитать, скажем, страницу из Геродота, сказку братьев Гримм или комикс про Железную Руку» — разворачивались в небольшой текст публициста-интеллектуала, получившего мировую известность благодаря романам «Имя розы» (1980) и «Маятник Фуко» (1988).
Некоторые заметки впоследствии автор объединил и выпустил в виде сборников. Жанр: колумнистика, эссе, реплика, дневник, сегодня мы добавим — блог. Последней книгой, которую Эко успел подготовить к печати, стал сборник под названием «Pape Satàn aleppe». Для русскоязычного читателя звучит как латынь. Но любой латинист вам скажет, что таких слов нет в латыни, а итальянец подтвердит, что их нет и в итальянском. И тем не менее, все знают эту абракадабру и все цитируют.
Дело в том, что медиевист Умберто Эко использовал цитату из Данте. Когда в «Божественной комедии» герой в сопровождении мудрого Вергилия спускается в четвертый круг ада, где властвует Плутос, демон алчности, пространство оглашается его хриплоголосым криком — своего рода молитвой, обращенной к сатане. Так вот, чтобы читателям не пришло в голову попробовать вступить в коммуникацию с владыкой Ада, поэт выдумал эти слова, подобрав звуки таким образом, чтобы они звучали пострашнее и в то же время казались более-менее понятными: «Pарe Satán, рарe Satán aleppe!»
Итак, в названии своей книги Умберто Эко цитирует общеизвестные для итальянского читателя (и интеллектуалов всего мира) слова из «Божественной комедии», слова, не имеющие предметного значения, непереводимые, но понятные в контексте произведения Данте: предупреждение, обращенное к человеку, остановиться на пороге перед этой «чертовщиной». Неплохо было бы и русскому читателю дать шанс приобщиться лишний раз к бессмертному творению Данте, а не подменять цитату фразой, словно взятой из названия фильма ужаса.
Большинство эссе — реакция на новую расстановку сил в политике, общественные происшествия и такие проявления повседневной жизни, как, например, сотовый телефон или телесериал.
Будет ли интересно нам читать эту колонку, если мы не видим тех новостных текстов, что ее окружали в журнале, если мы не находимся в том же информационном потоке, что автор? На этот вопрос ответить довольно просто: если вы любите играть в шахматы, вам будет интересно. Если нет — не стоит тратить на эту книгу время.
Я в шахматы играть люблю. Но не умею.
Поэтому книгу прочла с большим азартом. Экономика, глобализация, массовая культура, информационные дуэли — все разворачивается перед глазами с наглядностью шахматной доски. Вы и автор следите за интеллектуальным движением истории. Унесенные «текучей современностью» детали не важны, вы с легкостью подберете сегодня для них аналоги в окружающей действительности. Увлекает красота семиотических комбинаций, которые предлагает Умберто Эко.
В общем, открыв книгу, вы быстро поймете, что ни название «Заклятье сатаны», ни Супермен на обложке не имеет отношения к ее содержанию. Содержание книги окажет на вас обратное этим рекламным ходам действие: отрезвляющее. Настолько, что в какой-то момент, возможно, начнете подвергать сомнению не только авторитет Супермена, некоторых политиков и писателей, но и авторитет самого автора.
На мой взгляд, двухстраничные «картонки» Умберто Эко — лучший способ провести время между станциями метро.