Городская культура как форма коллективной жизни
Рассказывает Тарас Вархотов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии МГУ.
Запись обсуждения возможных сценариев развития больших городов в рамках встречи проекта «Интеллектуальные среды».
Город и культура — два общеупотребительных понятия, регулярно используемых в речи, интуитивно совершенно понятных и в то же время очень смутных и плохо поддающихся точному определению. Оба понятия играют важную роль в системе научных представлений о формах коллективной жизни людей. В профессиональной научной лексике эти понятия также имеют интуитивно очевидные, но дискурсивно смутные и противоречивые значения.
Участники встречи обсудили некоторые сущностные черты культуры и города, характер связи этих исторических явлений, поговорили о «городской культуре», о ее будущем с учетом специфики территориального развития современных государственных систем и процессов урбанизации.
Выпуск «Данте и Дарвин»
Рассказывает исследователь творчества Данте Алигьери, автор просветительского цикла «Данте. Тайные миры» Франческо Форте. Перевод: Геннадий Киселев.
Из нового выпуска слушатели узнают, что общего между идеями итальянского поэта, мыслителя, богослова, одного из основоположников литературного итальянского языка, автора «Божественной комедии» Данте Алигьери и английского натуралиста Чарльза Дарвина, основателя многих биологических теорий, повлиявших не только на естественнонаучное знание, но и на всю науку в целом.
Спикер разбирается, что связывает этих великих ученых, и в чем выражается актуальность их взглядов.
Лекция записана с последовательным переводом с итальянского и организована при активном содействии гуманитарного лектория «Интеллектуальные среды».
Выпуск «О Хорхе Луисе Борхесе, которого вы не знаете»
Рассказывает доктор философских наук, профессор, культуролог, один из основателей просветительского проекта «Интеллектуальные среды» Андрей Макаров.
Новый выпуск посвящен известным и неизвестным граням творчества и философии аргентинского прозаика, поэта, публициста Хорхе Луиса Борхеса — одного из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии. Среди тем, волновавших Борхеса, выделяют одиночество, смерть, противоречивость мира, земной удел человека, память. Пространство для Борхеса всегда было важнее времени. Время он вообще упразднил. Борхес много рассуждал о том, что стоит жить в вечности, и это легко осуществить: нужно только перестать жить в истории; поиски истины он считал бесперспективными.
На интерактивной лекции вместе со слушателями ведущий разбирает текст произведения писателя «Борхес и я», рассуждает над вопросами: что есть ум, и что есть душа и многими другими.
Выпуск «Герменевтика — путь к пониманию»
Рассказывает аспирант кафедры философии Волгоградского государственного университета, религиовед, лектор общества «Интеллектуальные среды» Тихон Спирин.
Человек чаще всего проявляет себя через речь. Для того, чтобы уяснить смысл того, что говорит собеседник, недостаточно просто вести с ним диалог на одном из современных языков.
Как происходит понимание? Что делать, чтобы философский или научный, технический или художественный, традиционный или авангардный, архаический или современный текст не отпугивал читателя своей непонятностью? Как помочь конкретному читателю прийти к своему индивидуальному восприятию «текста»?
Об одном из направлений философии – герменевтике, искусстве толкования, узнаете из подкаста.
Архивные материалы — лекции (расшифрованные стенограммы лекций) известных писателей, ученых, исследователей творческого наследия Пушкина, прочитанные 85 лет назад. Организатором чтений выступала Библиотека-читальня им. Пушкина.
В этом разделе вы можете самостоятельно познакомиться с записями и прослушать подкасты, которые помогут больше узнать и о лекторах, и о времени, когда эти просветительские программы проводились.
Жена Пушкина. Лекция В.В. Вересаева. 4 марта 1935 года
Рассказывает заведующая отделом специальных проектов Библиотеки-читальни им. А.С. Пушкина Наталия Антоничева.
Викентий Викентьевич Вересаев (1867-1945) — профессор, писатель, переводчик, литературовед. Творчеству А.С. Пушкина посвящены следующие его труды: «Пушкин в жизни» (1925–1926), «В двух планах. Статьи о Пушкине», (1929), «Спутники Пушкина» (1937).
Лекция В.В. Вересаева «Жена Пушкина». 4 марта 1935 года (стенограмма лекции) pdf-файл >>
Наследие Пушкина. Лекция М.А. Цявловского. 6 января 1935 года
Рассказывает кандидат филологических наук Мария Галкина.
Мстислав Александрович Цявловский (1883-1947) — доктор филологических наук, литературовед, пушкинист, редактор и комментатор многих собраний сочинений поэта, в том числе академического издания 1937–1959, автор фундаментальной «Летописи жизни и творчества А.С. Пушкина» (1951), трудов «Судьба рукописного наследия Пушкина» (1937) и «„Посмертный обыск“ у Пушкина» (1962).
Лекция М.А. Цявловского «Наследие Пушкина». 6 января 1935 года (стенограмма лекции) pdf-файл >>
Борис Годунов. Лекция Г.О. Винокура. 4 апреля 1935 года
Рассказывает сотрудница Библиотеки-читальни им. А.С. Пушкина, филолог Наталья Тик.
Григорий Осипович Винокур (1896–1947) — лингвист, литературовед, один из создателей истории русского литературного языка как особой дисциплины. Участвовал в составлении толкового словаря русского языка под ред. Д. Н. Ушакова, а также стал инициатором подготовки «Словаря языка Пушкина».
Лекция Г.О. Винокура «Борис Годунов» (стенограмма лекции ) pdf-файл >>
Пушкин — художник. Лекция Д.Д. Благого. 15 мая 1935 года
Рассказывает сотрудник отдела специальных проектов Библиотеки-читальни им. А.С. Пушкина Елизавета Круглова.
Дмитрий Дмитриевич Благой (1893–1984) — доктор филологических наук, литературовед, пушкинист. Творчеству А.С. Пушкина посвящены следующие его труды: Исследовательская трилогия «Творческий путь Пушкина» (1950-1983); «Душа в заветной лире. Очерки жизни и творчества Пушкина» (1977); «Социология творчества Пушкина» (1929); «Мировое значение Пушкина» (1949) и другие.
Лекция Д.Д. Благого «Пушкин — художник». 15 мая 1935 года (стенограмма лекции) pdf-файл >>