19 век. Франция. В живописи произошло невиданное. Группа молодых художников решила пошатнуть 500-летние традиции. Вместо четкого рисунка, они использовали широкий «небрежный» мазок. А от привычных образов и вовсе отказались, изображая всех окружающих их людей: и дам лёгкого поведения, и господ сомнительной репутации. Публика была не готова к живописи импрессионистов. Их высмеивали, ругали, а самое главное, ничего у них не покупали. Но это сопротивление было сломлено. Немногие импрессионисты дожили до своего триумфа, правда им было уже за 40.
Когда мы смотрим на полотна этих художников, нас снова и снова берут в плен мягкая поэзия запечатленного мгновения и магия неповторимой свежести и чистоты красок. В живописи импрессионистов даже самый банальный сюжет преображается всепоглощающим подвижным солнечным светом, вносящим в картину ощущение счастья и радости жизни. Эта новаторская живопись света и цвета, сохраняющая свежесть первого впечатления и легкая для восприятия, получила признание и любовь миллионов людей во всем мире.
Светлана Уколова, библиотекарь Пушкинки, рассказала, какие издания об импрессионистах и их невероятных художественных поисках хранятся в нашем фонде Сектора литературы по искусству.
-
«Импрессионизм», автор-составитель Н. Скоробогатько. «Белый город», 2014
Импрессионизм — это искусство, стремящееся передать именно впечатление от какого-то пейзажа, бытовой сценки, лица, любого фрагмента реальной действительности. Отвергая рутину академического и салонного искусства, импрессионисты провозгласили своим художественным кредо непосредственное, непредвзятое отношение к восприятию жизни. Они стремились запечатлеть легко ускользающие первые ощущения от окружающей действительности, передать ее живой пульс и капризную изменчивость. Работать они старались только с натуры, на открытом воздухе. Несмотря на долгое, упорное неприятие их творчества публикой и нищенское существование, живопись этих художников-новаторов была светлой, яркой, радостной и живой.
Книга представляет собой художественный альбом, богато иллюстрированный картинами самых известных художников-импрессионистов. Работы сопровождаются текстовым материалом, рассказывающим о творчестве художника и истории создания картины.
В этом подарочном издании собраны лучшие картины импрессионистов, в том числе полотна периода становления стиля и произведения постимпрессионизма, во всем многообразии жанров живописи одного из главных направлений в искусстве XIX-XX веков. Каждая иллюстрация прокомментирована заметками о творческой манере автора, любопытных инцидентах, сопутствующих историях ее создания и название музея, где вы можете увидеть оригинал.
Альбом посвящен творчеству наиболее ярких представителей постимпрессионизма (термин условный, принятый для обозначения художников, пришедших на смену импрессионистам) — Сезанну, Гогену, Ван Гогу и Тулуз-Лотреку. Каждый из них прошел свой путь в искусстве, полный открытий и творческих свершений, каждый обладал оригинальной и глубоко индивидуальной художественной манерой. Отдельная глава издания посвящена русским художникам-постимпрессионистам. Альбом прекрасно иллюстрирован, картины сопровождает текст, рассказывающий о соответствующем этапе творчества художнике и истории создания картин.
Издательство «Молодая гвардия» в своей популярной серии «Живая история. Повседневная жизнь человечества» в 2012 году выпустило книгу известного французского искусствоведа Жана Поля Креспеля, посвященную жизни художников, творчество которых составило целую эпоху в мировой живописи. Импрессионисты предстают перед читателями не в ореоле славы, а в суровой повседневности будней, в периоды безденежья, неприкаянности. Из повествования мы узнаем, кто были первыми покупателями их картин, как складывалась их личная жизнь, из-за чего они ссорились и как дружили. Книга снабжена фотографиями художников и их живописными работами.
Эпистолярное наследие Ван Гога включает в себя более 700 писем, в которых отражена эволюция его художественных принципов и раскрыта правда о судьбе мастера, чье искусство оставалось безвестным при его жизни и было признано бесценным только в наши дни. Письма Ван Гога опровергают сложившееся мнение о нем, как о безумце, раскрывает истинный характер этого яркого и одаренного художника. В книге собраны более 150 писем, 250 набросков, рисунков и живописных полотен великого мастера.
В жанре свободного и непринужденного повествования автор книги Жан Ренуар, известный французский кинорежиссер, воссоздает облик своего отца — художника Огюста Ренуара, чье имя неразрывно связано с интереснейшими страницами истории искусства Франции. Судьба не всегда была к нему благосклонной, но оптимизм живописца не иссякал. «В мире достаточно печальных вещей — так не будем же создавать еще и новых», любил повторять художник. Книга содержит черно-белые иллюстрации его работ.
Книга посвящена крупнейшему представителю французского импрессионизма Клоду Моне. Жизненный путь художника показан на широком исторического и культурном фоне. История импрессионизма от его зарождения до поздних изменений проходит на страницах книги через подробное описание творчества Моне. На страницах этой книги автор уделяет основное внимание индивидуальным особенностям художественной манеры мастера. Издание иллюстрировано картинами художника в черно-белом и цветном изображении.
Автор книги Амбруаз Воллар — торговал картинами импрессионистов и других художников того и чуть более позднего времени, издатель и автор биографий таких художников как Сезанн, Ренуар, Дега. Его портрет кисти Пикассо, находящийся в настоящее время в ГМИИ им. Пушкина в Москве, запоминается навсегда. Воллар в своих мемуарах о Ренуаре использовал форму записи непосредственных впечатлений от встреч и разговоров с ними. Перед читателем предстает живой образ художников, с их взглядами на искусство, литературу, политику, поражающими своей глубиной, остроумием, а подчас и парадоксальностью.
Анри Перрюшо — известный французский писатель, исследователь, биограф, посвятивший свою жизнь созданию цикла книг о Ренуаре, Мане, Гогене и других великих художниках прошлого столетия. Его монографии удачно сочетают беллетристическую живость повествования с достоверностью фактов, которые помогают понять особенности творчества живописцев и эпохи. В отделе Абонемент вы можете найти сразу несколько его книг.
Настоящая книга посвящена жизни и творчеству Эдуарда Мане, одного из интереснейших французских художников, предвосхитившего импрессионизм и переосмыслившего образы старых мастеров в духе современности.
Книгу отличает насыщенность документальным и фактическим материалом, легкость и живость изложения. Здесь вы найдете иллюстрации картин художника и список литературы о нем как на русском, так и на иностранных языках.
В своей монографии о знаменитом художнике Поля Гогена автор детально проследил творческий путь художника, процесс его профессионального формирования. Для написания книги Анри Перрюшо использовал все доступные источники, в том числе и архивные документы, поэтому факты, изложенные в его работе, обладают большой достоверностью. В книге использованы уникальные документы, воспоминания современников и письма.
Предлагаемая книга посвящена Полю Сезанну , художнику, оказавшему, возможно, наиболее значительное влияние на последующие поколения. В предисловии книги «Сезанн» автор писал: «„Эта книга отнюдь не роман-биография“, — снова повторяю я те слова, какими начинается моя „Жизнь Ван-Гога“. Я узнал о Сезанне все, что только известно о нем ныне; я собрал и сличил все имеющиеся о нем материалы; я посетил места, где он жил, пытливо вглядывался в природу и вещи. Короче говоря, я не привел здесь ни одного факта, достоверность которого не мог бы доказать». Перрюшо с удивительной убедительностью сумел показать трагическое одиночество гения не только в семье, но и среди, казалось бы, близких ему по духу и устремлениям людей. Гонимый и презираемый своими современниками, в конце жизни Сезанн обрел известность в кругах ценителей живописи, но оправиться от пережитых неудач уже не смог. В книге приводятся цветные и черно-белые иллюстрации картин художника, фотографии его самого, друзей и родных.
Это достоверный и богато документированный рассказ о короткой и драматичной жизни художника. На фоне притворно-беспечного веселья Монмартра, парижской богемы автор показывает истинное лицо художника, его искания, муки, сомнения, рисует сложный и богатый мир его духовной жизни. Тяжело больной, обиженный судьбой, он предстает в книге как человек большой души.
Перрюшо так пишет о своем герое: «Еще при жизни Тулуз-Лотрека о нем ходило много легенд. Я же стремился раскрыть истинное лицо художника. Его жизнь была короткой и драматичной. Лотрек ни на минуту не забывал о своей трагедии, но скрывал это, боясь вызвать жалость. Обиженный судьбой калека был истинным аристократом духа, и многие, даже самые близкие ему люди не всегда догадывались о его мучительной ране. Пожалуй, трудно найти человека, который бы так предельно ясно осознавал свою участь и относился к ней так трезво». Книга дополнена цветными и черно-белыми иллюстрациями.
«Жизнь Сёра» Анри Перрюшо. «Радуга», 1992
Настоящая книга Анри Перрюшо продолжает его серию о французских художниках. Она рассказывает о жизни и творчестве Жоржа Сёра (1859-1891), художника-неоимпрессиониста, возглавившего течение дивизионизма или, как еще его называют, пуантилизма. Это издание об одаренном художнике, о его борьбе, о тех нападках, которым он подвергался при жизни.
В своем произведении автор постарался быть максимально точным, повествуя о всех непростых перипетиях судьбы великого художника. Как и все книги этой серии, «Жизнь Сёра» содержит богатый документальный иллюстрированный материал, отличается легкостью изложения.
Вдохновляйтесь историей импрессионистического искусства вместе с нами!
* Даниэль Анри Канвейлер (французский галерист, историк искусства и писатель, приобрёл известность благодаря длительному сотрудничеству с Пабло Пикассо)